Библиотека

Августин Блаженный "О свободе воли"
Справочник православного человека. Часть вторая: Таинства Православной Церкви
Августин Блаженный Аврелий "Исповедь"
Ельчанинов Александр - Записи
Александр (Милеант) "Что такое Библия. История создания, краткое содержание и толкование Св. Пи
Иеромонах Анатолий (Берестов) "Грех, болезнь, исцеление
Андрей Кураев "Школьное богословие. Взрослым о детской вере"
Преподобных Варсонофия и Иоанна "Руководство к духовной жизни
Василий Великий "Беседы"
Вениамин Федченков "Молитва Господня"
Георгий Нейфах "О страстях и покаянии. Аскетика для мирян"
Даниил Сысоев "Летопись Начала"
Евсевий Памфил "Церковная история"
Ефрем Сирин "О покаянии"
Игумен Иларион (Алфеев) "Вы свет мира"
Макарий Египетский "Семь слов"
Епископ Петр "Указание пути к спасению"
Серафим Роуз "Душа после смерти"
Феофан Затворник "О Православии с предостережениями от погрешений против него"

  • Икона дня


Краткие сведения о великопостном богослужении

I. Важнейшим из постов Православной Церкви считается Великий пост, или святая Четыредесятница, установленный со времен апостольских в воспоминание 40-дневного поста Христа Спасителя. Св. Церковь приготовляет верующих к Великому посту за три недели (в четыре воскресенья). В первую Неделю мытаря и фарисея евангельским чтением притчи о мытаре и фарисее научает нас смирению: только смирение приближает нас к Богу. Но чтобы при сознании своего греховного состояния мы не впали в отчаяние, в следующее воскресенье Церковь напоминает нам о бесконечном милосердии Божием чтением евангельской притчи о блудном сыне; в этой притче представляется образ истинно кающегося грешника. Но дабы при надежде на бесконечное милосердие Божие мы не впали в беспечность в деле нравственного совершенствования (нерадение о своем спасении), св. Церковь напоминает нам о бесконечном правосудии Божием чтением Евангелия о Страшном Суде; Неделя эта называется мясопустною, потому что прекращается вкушение мяса (мяса отпуст). В Неделю сыропустную (в сыропустное воскресенье) читается Евангелие о прощении обид и о том, в чем должен состоять истинный пост; в церковных песнопениях этого воскресенья воспоминается изгнание прародителей из рая в напоминание того, что как прародители вкушением запрещенной снеди (пищи) лишились рая, так мы воздержанием в течение поста от запрещенной Церковью пищи можем возвратить потерянное блаженство. В Великий пост запрещается употребление рыбы (разрешается только в Благовещение и Вербное воскресенье); вино и елей разрешаются в субботы и воскресные дни и некоторые другие (праздничные) дни.

II. Особенности великопостного богослужения состоят в том, что многие песнопения и молитвы поются или произносятся с земными поклонами. Так, на вечерне при пении тропарей: Богородице Дево, радуйся; Крестителю Христов и др. после каждого - земной поклон. На каждом богослужении и на каждом чинопоследовании произносится священником в слух народа (перед царскими вратами) молитва святого Ефрема Сирина, которая в русском переводе читается так: "Господи! Жизнь моя в Твоей власти. Не дай мне (избавь меня от) духа праздности, беспечности, властолюбия и пустословия (следует земной поклон); но одушеви меня духом целомудрия, смирения, терпения и любви (опять земной поклон). О, Господи, Царь мой! Дай мне видеть собственные грехи, - а другого не осуждать, потому что Ты благословен в вечные века. Аминь (третий поклон). После сего следует 12 малых (поясных) поклонов с молитвою мытаря: Боже, будь милостив ко мне грешному! Вторично произносится молитва святого Ефрема Сирина, и в конце ее - поклон (земной) один. На каждом часе произносятся священником и поются певчими особые тропари часов, при троекратном пении которых делаются три земных поклона. Вечером совершается особое чинопоследование, называемое великим повечерием (cовершается только во дни Великого поста, за исключением суббот и воскресных дней, а накануне Рождества и Крещения Господня - великое повечерие соединяется с утреней - на всенощном бдении). На великом повечерии в первую неделю Великого поста читается покаянный умилительный канон св. Андрея Критского. В конце великого повечерия умилительные тропари: Господи сил, с нами буди и Господи, аще не быхом святыя Твоя имели молитвенники; после каждого - должно делать земной поклон. Великое повечерие заканчивается, вместо отпуста, молитвою: Владыко Многомилостиве, Господи Иисусе Христе, Боже наш, которую все верующие выслушивают, пав лицом на землю (не преклоненно только, но должны пасть лицом на землю и не поднимать головы, пока не окончится чтение молитвы.)

III. В среду и пятницу во дни Великого поста, а также в четверг 5-й седмицы Великого поста (cовершается ради чтения канона св. Андрея Критского, который читается на утрене весь полностью, в первую же неделю на повечерии - по частям) и в первые три дня Страстной седмицы совершается так называемая литургия Преждеосвященных Даров. Православная Церковь во дни Великого поста, за исключением субботних и воскресных дней, ради глубокого сокрушения о грехах и покаяния, не разрешает совершения Божественной литургии, как торжественнейшего богослужения. Но чтобы не лишить возможности причащения больных, старцев и подвижников, привыкших причащаться ежедневно, святой Церковью установлен особый чин литургии, названный литургией Преждеосвящен-ных Даров, потому что она совершается на прежде освященных Дарах. Здесь нет собственно литургии, или совершения Евхаристии, таинства Причащения. Здесь только преподаются верующим Св. Дары, освященные на полной литургии (как бывает при причащении больных).
Поэтому на литургии Преждеосвященных Даров нет проскомидии, нет молитв, составляющих главную часть Божественной литургии, когда освящаются Св. Дары; после Херувимской песни (на литургии Преждеосвященных Даров вместо нее поется песнь: Ныне Силы Небесныя.) и великого входа - просительная ектения, Отче наш, и следует причащение. Так как во дни Великого поста часы 3,6 и 9 с чтением так называемых изобразительных соединяются с вечерней, то и литургия Преждеосвященных Даров предваряется чтением великопостных часов с умилительными тропарями, при пении которых делаются земные поклоны, - с покаянной молитвой на каждом часе (св. Ефрема Сирина): Господи и Владыко живота - с земными поклонами. Чин изобразительных начинается пением: Во Царствии Твоем и девяти заповедей блаженств, причем каждая из заповедей заканчивается пением молитвы благоразумного разбойника: Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем. По слава и ныне поется три раза Помяни мя, Господи... умилительно протяжным напевом, причем после каждого делаются земные поклоны. По отпусте на изобразительных начинается вечерня, которая на литургии Преждеосвященных Даров заменяет собою литургию оглашенных (вечерней начинается и полная литургия в навечерие Рождества и Крещения Господня, в Великий Четверг и Субботу; и в этом случае она совершается вместо литургии оглашенных). По малом входе, который совершается с кадилом, если нет чтения Евангелия (в первые три дня Страстной седмицы - с Евангелием, так как читается Евангелие), пении Свете тихий и прокимна, читаются две паримии. Первая паримия берется из книги Бытия - о жизни ветхозаветных праведников. По прочтении первой паримии совершается особый обряд: отворяются царские врата, священник со свечой и кадилом в руке осеняет присутствующих и произносит: Свет Христов просвещает всех. Смысл и значение этого: свет Христова учения просвещает нас, просвещал и ветхозаветных праведников (о которых предлагалось чтение), ибо и они - все спаслись верою в грядущего Христа, как мы спасаемся верою в пришедшего Христа. При этом все присутствующие должны пасть на землю (не колени только преклонять, но наклонить головы к земле) при словах диакона Повелите, которые произносятся перед возгласом: Свет Христов просвещает всех. По прочтении второй паримии поются умилительные песнопения: Да исправится молитва; Господи воззвах, при пении которых все верующие стоят на коленях. Только священник стоит перед престолом (производя каждение), изображая собою Ходатая Праведника Иисуса Христа. При пении: Да исправится... в последний раз и священник преклоняет колени. Вместо Херувимской песни поется Ныне Силы Небесныя. В половине песнопения совершается Великий вход со Св. Дарами: Св. Тайны переносятся священником на главе с жертвенника на престол, причем он не произносит никаких слов, как бывает на полной литургии. Но, вспоминая крестные страдания и смерть Христа-Спасителя, священник мысленно молится молитвою благоразумного разбойника: Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем. Все присутствующие должны пасть на землю и поклониться Христу Спасителю, ибо переносится не простой хлеб и вино, а истинное Тело и Кровь Христа (не должно поднимать головы до тех пор, пока не совершится вход). В конце литургии при первом и последнем явлении Св. Даров должно делать также земной поклон.

IV. СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА так называется потому, что в дни ее воспоминаются страсти (страдания) Христа Спасителя. В первые три дня поется умилительный тропарь: Се Жених грядет и по прочтении канона так называемый экзапостиларий (от греческого слова экзапостелло - высылаю, - выходит певец на середину): Чертог Твой вижду, Спасе, - поются по три раза, причем присутствующие в храме должны делать в конце каждого песнопения земной поклон. В церковных песнопениях и евангельском чтении на утрене и литургии в Великий Понедельник воспоминается иссушение смоковницы (Мф. 21, 18-43); в Великий Вторник - беседы Иисуса Христа о Страшном Суде, притчи: о талантах и о десяти девах (Мф. 25); в Великую Среду - помазание ног Христа на вечере в Вифании и предательство Иуды (Мф. 26,1-16).

V. В Великий Четверг вспоминается Тайная Вечеря и установление таинства Причащения. Умилительно пение ирмосов канона Сеченое сечется и стихир; пение последних невольно переносит слушателей к тому великому делу, которое совершалось на Тайной Вечере. Литургия (св. Василия Великого) в Великий Четверг (как и в Великую Субботу) совершается вместе с вечерней.

VI. Утреня на Великую Пятницу всегда совершается с вечера (по требованию Церковного Устава, во втором часу ночи, - соответствует седьмому часу вечера) и называется стоянием, или страсти Господни. На утрене Великой Пятницы читаются 12 Евангелий, которые слушают верующие с зажженными свечами - в знак того, что свет Божества в Иисусе Христе не померк и во время Его крестных страданий (см. Ин. 18, 6; Мф. 27: 45, 51-54; Лк. 22, 50.).

VII. В Великую Пятницу литургия, как образ Голгофской жертвы (крестных страданий и смерти Христа), не служится, но совершаются особые, так называемые Царские часы (Царские часы совершаются еще в навечерие праздников Рождества и Крещения Господня) с чтением избранных (пророчественных) псалмов, паримий, Апостола и Евангелия на каждом часе и пением умилительных тропарей и стихир.

VIII. В 9-м часу дня, или в 3-м пополудни (час крестной смерти Господа Иисуса Христа), в Великую Пятницу служится торжественная вечерня с чтением паримий (пророчественных), Апостола и Евангелия; а в конце вечерни после пения Тебе одеющагося совершается торжественно-умилительный обряд выноса плащаницы на середину храма из алтаря при пении Благообразный Иосиф, чем изображается снятие со Креста тела Божественного Страдальца Иосифом и Никодимом.

IX. В Великую Субботу на утрене после пения Бог Господь и тропаря Благообразный Иосиф поются перед плащаницей непорочны - 17-я кафизма, начинающаяся словами Блажени непорочнии - с новозаветными песнопениями, заключающими в себе изображение погребения Христа Спасителя, плач Богоматери, жен-мироносиц и учеников Христовых об умершем Учителе. Это поистине погребальные песнопения, почему верующие стоят в это время с зажженными свечами. В конце великого славословия при пении погребальным напевом Святый Боже совершается крестный ход с плащаницей вокруг храма, которым изображается погребение Христа Спасителя, запечатание гроба и приставление стражи ко гробу, о чем читается после сего и Евангелие (Мф. 27, 62-66).

X. Литургия в Великую Субботу совершается вместе с вечерней (как и в Великий Четверг), на которой прочитывается 15 паримий (Быт. 1, 1-13; Ис. 60, 1-16; Исх. 12, 1-11; Ион. 1, 1-16; 2, 1-11; 13, 1-10; 4, 1-11; Нав. 5, 10-15; Исх. 13, 20-22; 14, 1-32; 15, 1-19. Соф. 3, 8-15; 3 Цар. 17, 8-23; Ис. 61, 10-11; 62, 1-5; Быт. 22, 1-18; Ис. 61, 1-9; 4 Цар. 4, 8-37; Ис. 63, 11-19; 64, 1-5; Иер. 31, 31-34; Дан. 3, 1-88.), заключающих в себе пророчества и прообразования о крестной смерти и воскресении Иисуса Христа. Шестая паримия содержит в себе описание перехода израильтян через Чермное (Красное) море, заканчивается песнью Моисея: Поим Господеви, славно бо прославися, - поется многократно; последняя паримия - о чудесном спасении трех отроков в вавилонской печи, оканчивается песнью: Господа пойте, также поется несколько раз. По прочтении Апостола поется стих Воскресни Боже, во время коего священнослужители из черных священных одежд переоблачаются в белые - в напоминание того, что Ангелы, возвестившие мироносицам о воскресении Спасителя, были в белых одеждах. Евангелие читается уже о воскресении Христа Спасителя. Вместо Херувимской песни поется умилительная песнь Да молчит всякая плоть. В конце литургии освящаются хлеб и вино в напоминание, что христиане первых веков по окончании литургии в этот день не выходили из храма и, подкрепив себя пищею, всю ночь проводили в церкви, слушая чтение Деяний апостольских. А в полночь начиналось пасхальное богослужение. Посему Церковный Устав и предписывает оканчивать литургию в Великую Субботу во втором часу ночи (соответствует восьмому вечера), после чего до начала пасхальной утрени читается книга Деяний апостольских.