Играть бесплатно в игровой автомат Safari здесь, на сайте http://www.igrat-slot.com.

Библиотека

Августин Блаженный "О свободе воли"
Справочник православного человека. Часть вторая: Таинства Православной Церкви
Августин Блаженный Аврелий "Исповедь"
Ельчанинов Александр - Записи
Александр (Милеант) "Что такое Библия. История создания, краткое содержание и толкование Св. Пи
Иеромонах Анатолий (Берестов) "Грех, болезнь, исцеление
Андрей Кураев "Школьное богословие. Взрослым о детской вере"
Преподобных Варсонофия и Иоанна "Руководство к духовной жизни
Василий Великий "Беседы"
Вениамин Федченков "Молитва Господня"
Георгий Нейфах "О страстях и покаянии. Аскетика для мирян"
Даниил Сысоев "Летопись Начала"
Евсевий Памфил "Церковная история"
Ефрем Сирин "О покаянии"
Игумен Иларион (Алфеев) "Вы свет мира"
Макарий Египетский "Семь слов"
Епископ Петр "Указание пути к спасению"
Серафим Роуз "Душа после смерти"
Феофан Затворник "О Православии с предостережениями от погрешений против него"

  • Икона дня


О спасении - для вечной жизни.

Практически во всех вероучениях главным является вопрос о посмертной судьбе человека и, соответственно, о путях, которые ведут к лучшей или худшей судьбе. В христианстве эта тема называется спасением - спасением от худшего варианта судьбы, для вечной жизни.

Разумеется, разные церкви имеют различающиеся мнения о том, как обрести вечность. Мы ограничимся рассмотрением только взглядов на, так скажем, быстрый путь. Говорят: приняв Иисуса как своего Спасителя, можно считать, что жизнь в Раю обеспечена. В пределе это выглядит так: прочитал молитву покаяния - всё, если сегодня окончатся земные дни твои, вечность проведёшь с Богом. В ряде церквей прихожане со спокойствием смотрят в своё будущее - они уверены в том, что уже спасены.

Близких взглядов придерживаются и те, которые под влиянием новой информации, пришли к выводу, что всё-таки Бог есть, но они в церковь практически не ходят, богословских книг тоже не читают, и всё-таки считают себя верующими. Фактически они сами себе придумывают вероучение. Суть его сводится к нескольким мыслям. "Я верю, что есть Бог, но это моё, личное. Я стараюсь не грешить, к Богу отношусь уважительно и даже иногда молюсь - за что же меня не пускать в Рай?". И не видят они, что в такой позиции определяющим является гордыня великая, их просто не интересует, что писали пророки и апостолы. Если обнажить суть, за красивой позой можно увидеть обычное пренебрежение тем, что заповедал Бог. "Священные книги? Их читать трудно. В церковь ходить? А я к Богу обращаюсь без посредников". Словом, простите, им наплевать на мудрость предыдущих поколений, они сами с усами. Практически они живут без Бога, но не хотят этого признать, и тоже надеются на спасение.

Но обратимся к тем, которые ходят или ходили в церковь, имеют начатки знания Библии, приняли крещение и уверены в своём спасении. Эту уверенность они основывают на строках из Нового завета. Так, Иисус говорил: "Кто будет веровать и креститься, спасен будет" (Мар.16:16). И апостолы писали подобное: "Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в сына Божия, имеете жизнь вечную" (1Ин.5:13); "Благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар" (Еф.2:8); "так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя" (1Тим.4:16) и др. Люди считают уверенность в своём спасении нормой христианской жизни.

И всё бы хорошо, но... Если бы в том же Новом завете не было мыслей, так скажем, обратной направленности. Приведём фразу Иисуса. "Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его" (Матф.11:12). Ещё цитата. Апостол Пётр во 2-м послании (4-7) перечисляет целый ряд требований, к которым должны устремляться верующие. Об этих требованиях "спасённые" вспоминают нечасто, а ведь далее (9) апостол пишет: "А в ком нет сего, тот слеп, закрыл глаза". И ещё одно место из Писания (Лук.13:23-24). Ученик спрашивает Наставника: "Господи! неужели мало спасающихся? Он же сказал им: подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут". Это ведь о том, что многие уверуют и крестятся, но "поищут войти, и не возмогут".

Как всё это не согласуется с "кавалерийским методом" спасения, пропагандируемым некоторыми церквями!

Чем же объяснить это, как кажется, противоречие - то спасение обрести можно будто бы легко, а то - нужны серьёзные усилия? Дело в том, что в Библии много утверждений, которые только внешне выглядят простыми, а на самом деле содержат важные тонкости. Коснёмся некоторых из них.

1. Правильно ли понимают люди обещание Иисуса? Обещал ли Он, что спасёт и таких, которые уверовали, крестились, а потом не только прекращают ходить в церковь, но и даже дома не молятся? Говорят: "Некогда!". Зато находят время каждый вечер посмотреть пару телепередач, а иногда с друзьями переброситься в карты. Многие поклоняются, в первую очередь, разным кумирам - деньгам, телевизору, машине и прочим. Они ведут плотской образ жизни - не умеют, да и не стремятся научиться прощать, устраивают семейные (и не только) скандалы и т.д.

Так верует ли такой в Бога? Верует, конечно, верует! Только его вера едва теплится. Умом он верует, но мысли о Боге у него оттеснены куда-то на окраину жизненных интересов. А если спросить нашего героя о спасении, ответит уверенно: "Да, я, как и все, грешен, но я верую и крещён, значит, спасён". В самом деле: Иисусово требование, как его толкуют многие, этот христианин выполняет! Но возьмёт ли его к Себе Бог? Сомнительно, ведь Библия чётко говорит, что в сердце человека Бог должен быть на первом месте, а не на задворках души.

Выходит, чтобы правильно понять обещание Христа, надо изучить всю Библию и попробовать осознать, какую глубину веры Он имел в виду.

2. А здесь нас ждёт другая тонкость: задача - изучить и осознать истину - людям, в принципе, не под силу - Бог не дал такой возможности!

Во-первых, Иисус и Павел писали, что у нас сегодня зрение дефектное; очевидно, по Божьему промыслу, мы видим лишь гадательно, как сквозь тусклое стекло, у всех у нас в глазах развесистые брёвна. С этим многие не согласятся, будут приводить цитаты. Посмотрим лучше на следующий факт: по богословским вопросам разные люди имеют резко различные мнения и прийти к единомыслию они практически не могут. Поэтому мы не можем утверждать, что вычитанное нами из Библии знание истинное.

- Когда ты чувствуешь, что зашел в тупик, глупо биться головой о глухую стену. А может, лучше вернуться назад и начать двигаться… снова в том же направлении?
    

Но главное, на наш взгляд заключается в следующем. В Притче 16:2 сказано: "Все пути человека чисты в его глазах, но Господь взвешивает души". Ещё (1Цар.16:7): "человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце". Пригодность человека для вечности Бог оценивает по состоянию человеческого сердца, по "качеству" души. Но не дал нам Бог дара - видеть сердце! Да, Иисус перечислил ряд дел, которые надо осуществить для спасения, а вот безошибочно определять плоды этих дел, оценить глубину веры, рассмотреть сердце человека Бог нам не дал уменья. Вот Иисус сразу увидел Ахиллесову пяту в вере молодого начальника, а умеем ли делать это мы? Нет, Бог даже не учил людей, как определять готовность или неготовность человеческой души для вечности.

Игнорирование указаний о дефектности человеческого зрения видно на практике обряда покаяния. Представим возможную ситуацию. Девушка ради любопытства впервые заглянула в храм, через час услышала призыв покаяться и - вышла. Что знает о ней пастор? Только три дела - пришла, вышла на призыв, повторила молитву. Бог же видит и её внутренний мир; может, она через час будет хихикать с дружком об этом "приключении"! А пастор - человек, он этого знать не может, но берёт на себя смелость утверждать: "Запиши дату твоего спасения…". А надо бы сказать просто и ответственно: "Сегодня ты совершила важный шаг к своему спасению". И всё!

Кроме необходимости веры и крещения, в Библии говорится и о других требованиях к спасению. Отметим два момента.

Почему-то церкви оставляют без внимания мысль Иисуса - "кому много вверено, с того больше взыщут". (Лк.12:48). На наш взгляд, это важнейший критерий спасения! Он назидает о том, чтобы люди, имеющие бoльшие дары от Бога, готовились к более обстоятельному отчёту, как они использовали именно эти дары. Это хорошо видно на отношении Христа к разным категориям людей. Он был непримирим к книжникам и фарисеям, потому что они, имея Божьи дары - знать, должны - обязаны были "вычислить" Мессию. И не сделали они это по лености души, а также из-за боязни лишиться земного благополучия. А вот тех иудеев, у которых знаний было немного, и которые вначале Ему аплодировали, а затем кричали "распни!", не вызывали у Него чувств неприязни. Он сказал по их адресу: "Не вмени им...".

Уважаемый читатель! Если Вам Господь дал возможность обрести некое образование и талант думать и познавать, то полностью ли Вы используете Божии дары? Задумывались ли Вы над тем, что Божьи требования к Вашей глубине познания Библии значительно выше, чем к тем, кому дано познавать лишь в притчах? Не закрываете ли Вы свой ум как щитом короткой мыслью: в Библии истинна каждая строчка? Не получается ли у Вас лёгкая жизнь: читай себе, на ус наматывай, и думать не надо?

Никто точно не знает, кого Бог возьмёт к Себе, а кого нет. Одно несомненно: у тех, кто к Богу устремляется в полсилы, пребывая в сладкой уверенности, шансы попасть в число избранных заметно бы возросли, если бы они для этого использовали все Божьи дары.

Наконец, ещё об одном требовании к спасению. Псалмопевец написал (50:19): "…сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже". Аналогично выразился и апостол (Рим.12:3): "…Думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил". И ещё он призвал совершать свое спасение "со страхом и трепетом" (Фил.2:12). А что получается? У "уже спасённых" нет ни страха, ни трепета перед Божьим судом. Думать о себе как УЖЕ спасённом - это, по-нашему, и нескромно, и не сокрушённо. Кстати, ощущая себя уже спасёнными, люди испытывают состояние умиротворения, блаженного спокойствия. Не относится ли и к ним фраза, которую неоднократно говорил Иисус - они "уже получают награду свою"?

А теперь - один щекотливый момент. Выше уже упоминалась фраза Иисуса: "Царство Небесное силою берётся, и употребляющие усилие восхищают его" (Мф 11:12). Говорил Он и о тесных вратах. Те служители, которые зациклены на облегчённом варианте спасения, по сути, говорят: "В данном случае Христос сказал неправду - прочитай молитву, и - если сегодня ночью окончатся дни твои - ты без всякого усилия удостоишься вечности".

На наш взгляд, есть водораздел - или я, размышляя о моём спасении, преисполнен смирения к воле Божьей, или в этом вопросе я сам бог. Как только человек произносит хотя бы в душе уверенное "я спасён", это означает, что он самого себя судил и оправдал. Тем самым он фактически заявляет Богу: "Этот вопрос Ты отдал мне, я его уже решил, и Твой Суд для меня уже не нужен". Не скажет ли ему Господь: "Да, ты веровал в Меня, много делал во славу Мою, но в главном вопросе - о спасении - ты проявил самоуверенность, отсутствие смирения…".

Но криком великим вопиет вопрос: что делать простому, академиев не кончавшему христианину, чтобы спастись? Ему хочется узнать ответ типа: "Делай то-то и то-то, и ты будешь спасён". Ответ короткий: этого не знает никто. Иисус не кормил слушателей словесным молочком, в разное время Он говорил о разных сторонах Его большой Истины. Он учил, что делать для спасения, дал нам ориентиры. Но не учил Он, как определять, что же, в конце концов, у человека получилось, готова ли его душа к вечности. Да, надо веровать - без веры спасения нет. Да, надо вступить в завет - без крещения спасение не обещано. По сути, Иисус говорил: "Хотите спастись - делайте то и это, но помните, что делами вы лишь совершенствуете внутреннего человека; а вот насколько удалось это вам, сами вы всё-таки не познаете". Решение о спасении конкретного человека Бог оставил за собой. Предстоит Божий Суд, на котором и будет выяснено, имеет ли этот человек плод, достойный благодати спасения.

Итак, сделаем вывод:

Не всякий, кто верует и крещён, будет взят в Божье царство; Иисус в разных эпизодах сделал множество уточнений, которые игнорировать нельзя.

А как же быть фразой Иисуса, которую подняли на щит сторонники лёгкого варианта? Давайте поищем такое понимание разных мыслей о спасении, которое не противоречило бы ни одному высказыванию Спасителя. И тогда получается примерно следующее: "Кто будет веровать так, как Богу угодно - а это Он оценит Сам - и креститься, спасён будет".

Словом, надо устремляться к Богу и со смирением ждать любого Его решения.