Библиотека

Августин Блаженный "О свободе воли"
Справочник православного человека. Часть вторая: Таинства Православной Церкви
Августин Блаженный Аврелий "Исповедь"
Ельчанинов Александр - Записи
Александр (Милеант) "Что такое Библия. История создания, краткое содержание и толкование Св. Пи
Иеромонах Анатолий (Берестов) "Грех, болезнь, исцеление
Андрей Кураев "Школьное богословие. Взрослым о детской вере"
Преподобных Варсонофия и Иоанна "Руководство к духовной жизни
Василий Великий "Беседы"
Вениамин Федченков "Молитва Господня"
Георгий Нейфах "О страстях и покаянии. Аскетика для мирян"
Даниил Сысоев "Летопись Начала"
Евсевий Памфил "Церковная история"
Ефрем Сирин "О покаянии"
Игумен Иларион (Алфеев) "Вы свет мира"
Макарий Египетский "Семь слов"
Епископ Петр "Указание пути к спасению"
Серафим Роуз "Душа после смерти"
Феофан Затворник "О Православии с предостережениями от погрешений против него"

  • Икона дня


Феофан Затворник "О Православии с предостережениями от погрешений против него"

1

Содержание

  • О ПРАВОСЛАВИИ с предостережениями от погрешений против него    2
  • 1. В чем Православие и как блюсти и поддерживать его    2
  • 2. Полное начертание православной истины и указание уклонений от него    5
  • 3. Указание, что у нас и исповедание веры,  и правила жизни,  и благодатное освящение, и пастырское руководство те же самые, какие учреждены Господом чрез апостолов,  и увещание не уклоняться от сего    8
  • 4. Истинное исповедание христианское состоит в том,  чтоб исповедать Иисуса Христа Богом вседушно – умом,  волею и сердцем, и где нет сего, там арианство    11
  • 5. В день сошествия Святаго Духа человечество впервые по падении дохнуло Духом Святым и дышит Им. В Церкви Православной дыхание сие полно,  а у других неполно или совсем отсутствует    13
  • 6. Общий строй жизни, требуемой Православием,  как условие спасения    14
  • 7. Предостережение от увлечений новизнами    16
  • 8. Богословие святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова – норма православного исповедания    18
  • 9. Покорение ума под иго веры – охрана Православия    20
  • 10. О неизменности православного исповедания    23
  • 11. Увещание стоять в православной истине,  несмотря на наплыв ложных воззрений    25
  • 12. Что значит в православном христианстве – тещи и неподвижну быть    28
  • 13. Прочность благоденствия государства не в благонравии только, но и в Православии    30
  • 14. В христианстве ничего не следует изменять,  подчиняясь духу времени, но должно строго держаться всего,  как изначала заповедано, не ища льготностей    34
  • 15. Основа Православия в единомыслии;  начало его – что всегда всеми и всюду было исповедуемо;  крепость и стойкость – в ведении истины    37
  • 16. Раскол – не старина, а новшество    39
  • 17. Предостережение от расколоучителей    42
  • 18. Общие предостережения от соблазнов в деле веры, жизни и благочестия    44
  • 19. Истинное ведение христианства почерпается из жизни христианской    45
  • 20. Вступили в Церковь? Держитесь Церкви – иного спасения нет    47
  • 21. Держитесь Церкви, живите в духе ее, и спасетесь;  от льстивых же учителей отвращайте слух    49
  • 22. Благоденствие от благословения Божия, подаемого за веру и благочестие. Как неверие и раскол губят веру и благочестие,  то от них надо всячески беречься    51
  • 23. Раскольники не могут исполнить условий спасения;  а то, чем они хотели заменить недостающее,  никакой силы и цены не имеет    53
  • 24. Владимир как губернский город должен быть примером для всех в губернии – и в ведении истин христианских, и в доброй жизни христианской, и в благочестии христианском    56
  • 25. Как всякий может уяснить себе догматы Символа веры посредством чтения, для предотвращения злого влияния льстивых лжеучителей    58
  • 26. Как не умеющему читать можно успеть в уяснениидогматов, внимая в церкви поемому, читаемому и действуемому    59
  • 27. Пример, как из дневных чтений в церкви извлекать себе уроки ведения и жизни христианской    61
  • 28. Другой подобный пример    64
  • 29. Сетование по поводу слухов, будто, живя среди православных, нельзя спастись    66
  • 30. Св. вера наша, друг-другоприимательно хранимая, есть слава наша и нашего благоденствия основание    68
  • 31. Наше отношение к слову Божию,  как несомненно истинному    70
  • 32. Как усвоять слово Божие    73
  • 33. Начала веры и жизни христианской должно хранить неподвижными    75
  • О ХРАМЕ БОЖИЕМ    77
  • 1. Об устроении в себе каждым духовного храма по образцу видимого    77
  • 2. О благотворности для детей бывать часто в храмах и молиться    79
  • 3. О значении храма для жизни христиан    82
  • 4. Храм – воспитатель духовной жизни    84
  • 5. Храм – училище, питомник,  врачебница, странноприимница    86
  • 6. Как в храме обучаться истинной молитве    88
  • 7. Как и чем почерпать духовные блага в храме и потом плод от них иметь    90
  • 8. Как возлюбить хождение в храм и возжелать самих себя устроить в храм духовен    91
  • 9. О благоговеинстве в храме    93
  • 10. О созидании духовной жизни в храме,  с соответственными уроками    95
  • 11. О приближении к детям Господа и Божией Матери чрез храм, и как и им вследствие того относиться к храму    97
  • 12. Молитва в конце молебна в день открытия училища    99
  • 13. О построении внутреннего в себе храма,  с напоминанием, что это не делает, однако ж,  излишними храмы внешние    99
  • 14. Отображение в душе устройства скинии,  в чаянии сподобиться и обетования, данного скинии    101

О ПРАВОСЛАВИИ с предостережениями от погрешений против него 1. В чем Православие и как блюсти и поддерживать его

    Возвестите трубным гласом во всей земли вашей... и освятите лето, пятьдесятое лето. Так заповедал Господь чрез Моисея сыновом Израилевым (Лев. 25, 10)! Ныне совершилось пятидесятилетие сего святилища духовного просвещения. И вот не по шумному гласу трубы, а по влечению духа любви и признательности собрались мы ныне сюда все, чтоб освятить день сей благодарственным Господу Богу молением и изъявлением взаимного сорадования и соутешения. Так, благодарение Господу, вложившему мысль и благословившему труды, учредить и воздвигнуть сие заведение и хранящему его доселе во благо нам! Благодарение и всем избранным орудиям Его благого о нас попечения: благодарение в Бозе почившим государям императорам – Александру Благословенному и Николаю Первому, с молитвою о упокоении душ их! Благодарение и ныне благополучно царствующему благочестивейшему государю императору Александру Николаевичу, изливающему и на нас свои милости! Благодарение Святейшему правительствующему Синоду, отечески пекущемуся о всем, касающемся нас! Благодарение всем благодетельствовавшим и благодетельствующим нам, всем трудившимся и трудящимся ради нас, всем желающим нам добра и сорадующимся ему!

      Все мы глубоко сознаем, как достойно и праведно такое благодарение. Потому излишне было бы изображать или возбуждать сии чувства. И что можно сказать в сем отношении, чего всякий не знал и не чувствовал бы сильнее всякого слова?

    Но, братие и отцы, не одному сердцу пища – празднество наше. В нем есть и уроки нам. В Ветхом Завете, при узаконении освящения пятидесятого лета, после: вострубите, освятите – присовокуплено: и да отыдет кийждо в притяжание свое, и кийждо во отечество свое отыдете (Лев. 25, 10). То есть там пятидесятое лето было временем уравнивания прав собственности и личной свободы, или восстановлением предначертанного и учрежденного прежде порядка, подвергшегося изменениям по каким-либо случайностям, следовательно, временем суда и расправы: разбирали прошедшее и заготовляли течение дел на будущее. Не то же ли должно сделать и нам? Да! И нам надобно просмотреть свое прошедшее, чтобы видеть, не возмущен ли там каким-нибудь образом предначертанный нам порядок учений, и обратиться к будущему, чтоб заблаговременно приготовиться, как должно, встретить то, что имеем там встретить. Сделаем же это!

    Обращаясь к прошедшему, обыкновенно спрашивают: что сделано? и, в отношении к учению, какие сделаны новые открытия, новые усовершенствования, новые изменения в направлении и проч.? Что мы найдем в своем прошедшем? Не видим ничего особенного. Все одно и то же, как в начале, так и теперь. Малые изменения во внешнем, конечно, никто не станет считать чем-нибудь значительным, стоящим занять внимание. Что же это? Застой? Да, часто слышится это  а слово, без разбора обращаемое нам в укор. Единственный, может быть, укор, которым может хвалиться укоряемый! Ибо в учениях человеческих то и слава науке, когда она поновляется от времени до времени и в повторяющихся поновлениях представляет движение к лучшему, совершеннейшему, к своему образцовому размеру и развитию. Там такая изменчивость, может быть, добрый признак, – по крайней мере, неизбежный удел. Не то в учении, главным образом преподаваемом здесь и нас характеризующем. Как учение Божественное, оно должно всегда пребывать единым и неизменным, как неизменен и вечен Сам Бог. И для нас было бы страшным обличением, если бы в своем прошедшем мы могли указать какие-нибудь изменения в учении, хотя бы то под пышным титлом совершенствования и развития; а то, что оно и теперь неизменно таково же, каково было за пятьдесят лет, не укора, а одобрения достойно. Ему и должно пребыть таким, каково было не только за эти пятьдесят лет, но и за десятки других пятидесятилетий, – до самих апостолов и Господа нашего Иисуса Христа. Прибавлениями, изменениями, развитием могут хвалиться другие общества христианские, отпадшие от единения с истинною Церковию Божиею. Они и отпали по случаю изменений в учении, и изменчивость стала существенною их чертою. Они и пусть – не к чести своей – хвалятся новизнами! Пусть хвалятся паписты, вымыслившие центр единства и потерявшие истинную точку опоры, пусть хвалятся и меряют тем свою жизненность, если можно хвалиться излишними наростами или струпами, безобразящими тело, как безобразит его, напр., двуглавие, шестиперсие, горбатость! Пусть хвалятся протестанты, непостоянные, как ветер, и неустойчивые, как волны моря, – с своею ложною и никогда небывалою свободою совести и убеждений, в последних выводах своих дошедшие до всебожия и безбожия! Так, они пусть хвалятся; нам же да не будет хвалитися, разве ревностию – таковым же и хранить наше учение, каково оно было вначале, – в похвалу Церкви Божией в день Христов, страшась грозного суда, изреченного апостолом: аще мы, или Ангел с небесе благовестит вам паче, (не сказал: противное, но – паче, т.е. что-нибудь еще, кроме благовествованного, что-нибудь более того) еже благовестихом вам, анафема да будет (Гал. 1, 8).

    Более двадцати отрождений дало наше заведение в это пятидесятилетие, и благодарение Господу, если и последние у нас таковы же по духу, как и первые, не представляя ни излишеств, ни недостатков, не уклоняясь ни надесно, ни нашуе. Так ли это? Вот мы все здесь – и первые и последние; все, предстоя Богу в союзе мира, свидетельствуем, что вси единем Духом напоихомся (1 Кор. 12, 13), кроме разве тех, иже от нас изыдоша, но не беша

 
<< [Первая] < [Предыдущая] 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 [Следующая] > [Последняя] >>

Результаты 1 - 1 из 75