Библиотека

Августин Блаженный "О свободе воли"
Справочник православного человека. Часть вторая: Таинства Православной Церкви
Августин Блаженный Аврелий "Исповедь"
Ельчанинов Александр - Записи
Александр (Милеант) "Что такое Библия. История создания, краткое содержание и толкование Св. Пи
Иеромонах Анатолий (Берестов) "Грех, болезнь, исцеление
Андрей Кураев "Школьное богословие. Взрослым о детской вере"
Преподобных Варсонофия и Иоанна "Руководство к духовной жизни
Василий Великий "Беседы"
Вениамин Федченков "Молитва Господня"
Георгий Нейфах "О страстях и покаянии. Аскетика для мирян"
Даниил Сысоев "Летопись Начала"
Евсевий Памфил "Церковная история"
Ефрем Сирин "О покаянии"
Игумен Иларион (Алфеев) "Вы свет мира"
Макарий Египетский "Семь слов"
Епископ Петр "Указание пути к спасению"
Серафим Роуз "Душа после смерти"
Феофан Затворник "О Православии с предостережениями от погрешений против него"

  • Икона дня


Игумен Иларион (Алфеев) "Вы свет мира"

1

Содержание

  • ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА    1
  • БЕСЕДЫ    4
  • ОБ ИСПОВЕДИ И ПОКАЯНИИ    4
  • О ТАИНСТВЕ ПРИЧАЩЕНИЯ    11
  • О ПОСТЕ    23
  • О ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ    32
  • О ДУХОВНИЧЕСТВЕ    41
  • О БРАКЕ    52
  • О МОНАШЕСТВЕ    58
  • ОБ ИСКУССТВЕ ОБЩЕНИЯ    68
  • О ЗАВИСТИ    76
  • О ДИАВОЛЕ И ДЕМОНАХ    84
  • СПАСЕНИЕ В МИРУ    94
  • О ЛЮБВИ К БЛИЖНЕМУ    103
  • О ПРЕДНАЗНАЧЕНИИ И ПРИЗВАНИИ ЧЕЛОВЕКА    106
  • ЛЕКЦИИ, ДОКЛАДЫ    111
  • СВЯТИТЕЛЬ ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ: ЖИЗНЬ И УЧЕНИЕ    111
  • СВЯТООТЕЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ    125
  • ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ В ХРИСТИАНСКОМ ПОНИМАНИИ    142
  • МИСТИЦИЗМ В ПРАВОСЛАВИИ    153
  • ПАСТЫРСКОЕ СЛУЖЕНИЕ В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ    168
  • Об авторе    184

 

БЕСЕДЫ ОБ ИСПОВЕДИ И ПОКАЯНИИ

    Великий пост - время, когда мы задумываемся о прожитой жизни, подводим итоги. В Великий пост даже те, кто редко посещает храм, приходят на исповедь, чтобы примириться с Богом и с собственной совестью. И в эти дни поста необходимо задуматься, в чем смысл покаяния и как нужно приступать к исповеди.

 

    От многих людей приходится слышать примерно следующее: "Годами прихожу на исповедь, годами называю одни и те же грехи, и ничего в моей жизни не меняется". Так, конечно, происходить не должно: что-то должно меняться в нашей жизни после каждой исповеди. Закон духовной жизни таков: человек никогда не стоит на месте - он идет или вперед, или назад. Если мы не приближаемся к Богу, значит, мы от Него отдаляемся, если не становимся лучше, значит, становимся хуже. И покаяние нужно нам, чтобы вновь и вновь возвращаться на путь, ведущий к Богу.

 

    "Покаяние" - это славянский перевод греческого слова "метанойя", буквально означающего "перемена ума", "перемена образа мыслей". Покаяние - не просто раскаяние. Иуда, предав Господа, впоследствии раскаялся, но покаяния не принес. Он сожалел о том, что сделал, но не нашел в себе сил ни испросить прощения у Господа, ни чем-то добрым исправить то зло, которое совершил. Он не сумел переменить свою жизнь, вступить на путь, на котором мог бы загладить прежние грехи. В этом отличие между ним и апостолом Петром: тот отрекся от Христа, но всей своей последующей жизнью, подвигом исповедничества и мученичества доказал свою любовь к Богу и тысячекратно искупил свой грех.

 

    Каждый раз, когда мы вступаем в Великий пост, когда на богослужении слышим покаянные молитвы и песнопения, мы должны подумать о том, как нам переменить свою жизнь и как сделать, чтобы раскаяние за прожитые годы не было бесплодным, но чтобы оно приносило реальные плоды в нашей христианской жизни.

 

    Покаяние необходимо всякому христианину. Оно - дар, который от Бога дан человеку, запятнавшему грехами белоснежные одежды крещения. "Ибо после того, как мы крестились, - пишет преподобный Симеон Новый Богослов, - мы уклоняемся к дурным и постыдным делам и, хотя совершенно отбрасываем даже само освящение, тем не менее покаянием, исповедью и слезами соответственно получаем сначала отпущение согрешений и, таким образом, освящение вместе с благодатью свыше". Вслед за Иоанном Лествичником, преподобный Симеон называет покаяние вторым крещением: "В первом крещении, - говорит он, - вода преднаписует слезы, а миро помазания предзнаменует умное миро Духа. Второе же крещение есть уже не образ истины, но сама истина".

 

    Кто-то из нас принял крещение в младенчестве, кто-то в юности, кто-то в зрелые годы, а кто-то и в старости. Но у всех нас есть одно общее: мы не сохранили обеты, данные при крещении нами или нашими восприемниками от нашего имени. Крещение было нашим заветом с Богом, но мы этот завет нарушили. Бог всегда оставался верен нам, мы же многократно оказывались неверны Ему. В этом и должны мы приносить покаяние.

 

    Покаяние - нечто гораздо более серьезное и цельное, чем просто попытка увидеть собственные недостатки. Покаяние - это обращение нашего ума к Богу. Когда мы приходим на исповедь, недостаточно только перечислить грехи - те, которые приведены в вечерних молитвах. Читая эти молитвы, мы сознаем, что во всех названных там грехах мы в той или иной степени виновны. Но исповедь должна заключаться не в том, чтобы мы перечислили свои грехи и на этом успокоились. Во время исповеди нужно найти в себе силы встать лицом к лицу с Богом, поставить себя перед правдой Божией, перед судом любви Бога милосердного.

 

    Готовясь к исповеди, полезно перечитать Нагорную проповедь Спасителя (Мф. 5:3 - 7:27), чтобы понять, насколько мы далеки от того жизненного идеала, который дает нам Господь - даже не идеала, а нормы, ибо слова Христовы - это норма христианской жизни. "Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное". Но разве мы достигли нищеты духовной - того богоподобного смирения, которое требуется от каждого христианина? "Блаженны плачущие, ибо они утешатся". Разве плачем мы о грехах наших, разве есть у нас искреннее покаяние? "Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю". Разве достигли мы этой богоподобной кротости? И так нужно вспомнить все Заповеди Блаженства и сверить с ними свою жизнь.

 

    Потом нужно посмотреть, о чем Господь говорит далее в Нагорной проповеди. "Вы - свет мира". Являемся ли мы светом мира, или свет наш настолько помрачен, что люди отворачиваются от нас? "Вы - соль земли". Являемся ли мы солью земли? Или, наоборот, мы - "медь звенящая и кимвал звучащий" (1 Кор. 13:1)? А об отношении к ближним нашим: "Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними". Разве так мы поступаем? Разве не ждем мы от людей большего по сравнению с тем, что сами даем им?

 

    Затем следует вспомнить Молитву Господню - прошение за прошением. Святится ли в нас Имя Бога, или наоборот, делами своими мы непрестанно оскорбляем Его? Ожидаем ли мы Царствия Божия? Готовы ли подчинить свою волю Божией воле, или своя нам дороже? Принимаем ли мы "хлеб насущный", Хлеб жизни - Тело и Кровь Спасителя? Оставляем ли мы долги должникам нашим? Так, ставя себя перед лицом правды Божией, будем готовиться к исповеди.

 

    Один православный священник записал в дневнике, что Господь дает ему переживать каждую исповедь как катастрофу. Настоящая исповедь должна переворачивать всю нашу душу. Исповедь никогда не должна превращаться в формальность; ее нельзя воспринимать как "билет на Причастие". Исповедь

 
<< [Первая] < [Предыдущая] 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 [Следующая] > [Последняя] >>

Результаты 1 - 1 из 90