Библиотека

Августин Блаженный "О свободе воли"
Справочник православного человека. Часть вторая: Таинства Православной Церкви
Августин Блаженный Аврелий "Исповедь"
Ельчанинов Александр - Записи
Александр (Милеант) "Что такое Библия. История создания, краткое содержание и толкование Св. Пи
Иеромонах Анатолий (Берестов) "Грех, болезнь, исцеление
Андрей Кураев "Школьное богословие. Взрослым о детской вере"
Преподобных Варсонофия и Иоанна "Руководство к духовной жизни
Василий Великий "Беседы"
Вениамин Федченков "Молитва Господня"
Георгий Нейфах "О страстях и покаянии. Аскетика для мирян"
Даниил Сысоев "Летопись Начала"
Евсевий Памфил "Церковная история"
Ефрем Сирин "О покаянии"
Игумен Иларион (Алфеев) "Вы свет мира"
Макарий Египетский "Семь слов"
Епископ Петр "Указание пути к спасению"
Серафим Роуз "Душа после смерти"
Феофан Затворник "О Православии с предостережениями от погрешений против него"

  • Икона дня


Андрей Кураев "Школьное богословие. Взрослым о детской вере"

1

СОДЕРЖАНИЕ

  • О чем и для кого эта книга    3
  • КОГО ПУСТИТЬ К ДЕТЯМ?    5
  • Паломничество к вере    5
  • Зачем это нужно детям?    6
  • Если бы директором был я    14
  • Как использовать закон о свободе совести для защиты Православия в школе?    22
  • Культура как жемчужина    25
  • Пространство культуры    31
  • Церковь и театр      36
  • Фильм о «Титанике»: взгляд богослова    41
  • «Гарри Поттер»: попытка не испугаться    51
  • Закон Божий и «Хроники Нарнии»    71
  • О любви     78
  • Игра в религиоведение    83
  • РЕАЛИИ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ: ЛИКИ, МАСКИ, РОЖИ    89
  • Не все, что сверху – от Бога    89
  • Техника религиозной безопасности    91
  • Осторожно: валеология    96
  • Вальдорфская педагогика: сделано в секте    112
  • Устарел ли Новый Завет?    119
  • Чья власть?    124
  • Родительская суббота    126
  • Обыкновенное чудо     129
  • КАК БЫ Я РАССКАЗЫВАЛ ДЕТЯМ О БИБЛИИ    133
  • Первый урок    133
  • Творение мира    135
  • Создание человека    143
  • Авель и Каин    147
  • Потоп    150
  • Вавилонская башня    153
  • Рождение Матери    156
  • Благовещение    160
  • О Христе    162
  • В каком году от Рождества Христова родился Христос?    164
  • Волхвы и пастухи    169
  • Перепись    173
  • Икона Рождества    174
  • Чудо встречи    180
  • День Богоявления    182
  • Притчи Христовы    184
  • Евангельские горы: Преображение    198
  • Евангельские горы: Голгофа    201
  • Пасха: путь из ада    209
  • Духов день    213
  • ПОСЛЕСЛОВИЕ: МЕЧТА О КОММУНИЗМЕ    215
  • О ТОМ, КТО НАПИСАЛ ЭТУ КНИГУ    217
  • Как научный атеист стал дьяконом      217
  • Примечания    226

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

О чем и для кого эта книга

 

Виталию Кирилловичу Антонику –

доценту Московской духовной академии, человеку, открывшему для меня двери духовной школы, с любовью и благодарностью Автор

   

 

    Книга составлена на основании двух брошюр, которые мне довелось написать два года назад в помощь школьным учителямi 1 2 3, и некоторых моих статей в светских газетах. И в том и в другом случаях приходилось писать для людей, чьи познания в области христианского богословия не следовало переоценивать. Для обычных людей.

    Поэтому оказалось возможным совместить "«методические"» и "«газетные"» тексты и, на их основании, составить сборник, дающий более целостное представление о Православии.

    Но, чтобы с самого начала найти язык, который позволил бы перекинуть мостик из мира православного богословия в мир нашей повседневности, основной темой этого сборника я решил сделать детскую.

    Все желают добра детям. И мир ребенка может стать тем общим полем, на котором встретятся потоки православной духовной культуры и культуры светской. Попытки навести мостики между ними предпринимаются нередко. Одну из этих попыток я считаю достаточно неудачной, и, потому, буду говорить о ней особо:

    В хрестоматию по литературе для пятых и шестых классов общеобразовательных школ введены библейские отрывки. Надо отметить, что удачно именно такое решение о включении библейских текстов в учебную программу.

    Во-первых, возраст учеников делает их маловосприимчивыми к собственно смыслу Писания. Пятиклассники – это уже не те малыши, которые доверчиво относятся к любому рассказу, но  еще и не старшеклассники, способные понимать культурно-символическую логику библейских текстов самих по себе. Пятиклассники будут приставать к учителям с одним вопросом: "«Это правда или нет? Действительно так было или нет?"». И, увы, могут найтись такие учителя, которые не смогут сказать ничего кроме: "«Это, дети, еврейский фольклор такой"». И все еще реалистическим остается предположение, что в ответ на детский вопрос о Евангелии может прозвучать и куда более разрушительное: "«поповские бредни"».

    Во-вторых, неудачен выбор переложения собственно библейских текстов. "«Священная история в простых рассказах для чтения в школе и дома"» о.Александра Соколова – не лучшая из существующих "«Детских Библий"». Кроме того, она слишком отмечена стилем прошлого века и, поэтому, вопреки своим популяризаторским целям, сегодня она скорее отдаляет библейский текст от читателя, а не приближает к нему.

    В-третьих, иным мог бы быть сам подбор библейских сюжетов.  Особенно это касается Нового Завета. Суть Евангелия – не в притчах, а в рассказах о Жертве Христа. Но именно об этом, самом главном событии Нового Завета дети так ничего и не узнают. Кроме того, для детского восприятия ближе была бы сюжетная, запоминающаяся история Страстей, а не притчи (остающиеся особенно непонятными вне контекста самого Евангелия).

    Но, поскольку учебная хрестоматия уже существует, надо постараться, сделать так, чтобы у учителей и родителей знания о Библии не ограничивались воспоминаниями об институтских лекциях по "«научному атеизму"»; но и не основывались  на отрывках из переложений о. Александра Соколова.

    Отрывки из "«Детской Библии"» вряд ли могут являться предметом художественного изучения: к числу шедевров мировой литературы их не отнесешь. Изучение же с чисто "«нравственной"» точки зрения, очевидно, должно по меньшей мере, учитывать ту этическую традицию, которая сформировалась в самом христианстве. А этика христианства, как мы увидим дальше, неотделима от его собственно религиозного содержания. Преподавать же пятиклассникам "«историю религии"» вообще – бессмысленно. Так что самый корректный способ интерпретации вошедших к хрестоматию текстов – это рассказ о том, как именно та культура, что выросла из Библии и понимала Библию, научилась ее читать. А в таком случае, возникает вопрос: какие комментарии к Библии предпочесть?

 

    Чтобы на него ответить, переведем разговор на более знакомую для всех тему: чьи комментарии к Достоевскому стоит прежде всего сообщать детям –  людей, которые ценят его и единомысленны с ним, или тех, которые его терпеть не могут? Ответ очевиден.  Столь же очевиден он должен быть и по отношению к Библии: детям сначала надо дать христианское, а не, скажем, кришнаитское изложение Библии. Знание того, как христиане читают Библию, что видят в ней, не помешает никому: ни мусульманину, ни иудею. И именно христианское прочтение Библии легло в основу европейской и русской культуры, а не мусульманское или теософское.

    Сегодня модно увлекаться "«эзотерикой"», всюду искать оккультизм и "«астральные тайны"». Еще модно считать, что различия между религиями состоят лишь в обрядах: философия, мол, у них одна,  только выражается она в разных формах. Это не так. У христианства есть своя философия, свое понимание человека, мира и Бога – понимание и достаточно своеобразное, и достаточно продуманное и логичное.

    Слишком много в масс-медиа сегодня говорят о православных обрядах. Слишком мало – о христианской мысли. А ведь даже над Откровением надо – думать. И, входя в храм, надлежит снимать шляпу, а отнюдь не голову. Опыт размышления над Священным Писанием и предлагается в этой книге. И если удастся  детям привить хотя бы начальные навыки религиозной мысли и научить их проникать чуть глубже поверхности текста – значит, уроки по знакомству с Библейскими отрывками смогут принести пользу даже неверующим ученикам.

    В каком объеме стоит раскрывать детям все подробности церковного

 
<< [Первая] < [Предыдущая] 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 [Следующая] > [Последняя] >>

Результаты 1 - 1 из 156